timatkov (timatkov) wrote,
timatkov
timatkov

Categories:

Мой кумир: поляк, который отрезал себе голову «на слабо»

Впервые я узнал об этом лауреате премии Дарвина в середине 2000-х, тогда же, когда и о самой премии Дарвина. С тех пор много ярких и запоминающихся образов прошло через мою голову – запомнились… и забылись, размякли и растворились в компоте памяти. Но только не этот поляк.

Если вы не знаете этой истории, она коротка и звучит примерно так:
Зимой 1996 года 30-летний Кшиштоф Азнински, выпивал с друзьями. Дойдя до определённого градуса, они перешли к «мужским играм». Сначала разделись и стали бить друг друга по голове сосульками, потом один решил повысить ставку, завёл бензопилу и отрезал себе стопу. Чтобы не ударить в грязь лицом, Азнински выхватил пилу у товарища и объявил: «Тогда посмотрите на это!». Размахнулся и отрезал себе голову.


Вот версия на официальном сайте премии.
Надо сказать, в вероятном первоисточнике (ищите в комментах цитату из Польского агентства новостей, там она датирована 1994 годом), она звучит несколько иначе, там речь не о бензопиле, а о колоде для рубки мяса, и появляется мотив спонтанной мести, который всё портит. Нет, я за каноническую версию, даже если она немного отстоит от реальности.

По замыслу, премия Дарвина призвана иллюстрировать естественный отбор в действии: вот, мол, как умирают идиоты, не оставившие потомства (таково условие номинирования). Однако у меня в ряде случаев лауреаты вызывают не только и не столько циничный хохот, но также и вполне противоположное чувство восхищения. И не только лауреаты премии Дарвина: многие "нелепые" смерти вызывают такую реакцию, от Эмпедокла в V в. до н.э. до Дэвида Кэррадайна в 2009 году.

Чтобы пояснить это, приведу два смежных случая: безрассудные игры подростков со смертью и намеренное самоубийство.

Вот, например, дети прыгают на стройке с 3-го этажа в кучу песка. Один ломает себе шею и погибает. «Нелепая трагическая смерть». Да. Однако, полагаю, ещё в античности подобная смерть (по сути: смерть при инициации, смерть юноши, не прошедшего некое опасное, но санкционированное социумом испытание) не воспринималась нелепой. Это была достойная смерть отрока, придумавшего себе испытание, желавшего возмужать, но потерпевшего неудачу. В нашем случае важно даже не это, а то, что прыгун всё же надеялся на удачу, на то, что у него получится. Это не было самоубийством.

А теперь о самоубийстве. Возьмём для контраста самые благородные случаи: самоубийство ради спасения чужих жизней или ради сохранения чести. В любом случае самоубийство совершается под гнётом обстоятельств, как правило, под колоссальным гнётом. Едва ли кто назовёт нелепой смерть Сократа или Сенеки. А смерть Кшиштофа (формально, это самоубийство) большинство сочтёт нелепой.

Однако я вижу в ней нечто большее. В своём роде знаменательное и восхитительное. Гнёт обстоятельств в данном случае всё же сомнителен. Это нечто иное - прекрасная расстыковка человека и человеческой жизни. Человек как закономерность (личность, путаная паутина социальных и прочих мотивов) и человеческая жизнь как закономерность (функция самовоспроизводства и самосохранения, как вариант - сохранения себе подобных) РАСХОДЯТСЯ. И пустяшность состязания между пьяными поляками как нельзя лучше иллюстрирует это расхождение, показывает его возможность и, опять же, закономерность. В состязании поляков ценности были условны, как игровые фишки, а отказ от жизни, тем не менее, реален. Кшиштоф, без затей оттяпавший себе голову – для меня символ человеческой свободы, не больше, не меньше.


БОНУС (сокращённый перевод заметки из первоисточника):
Из речи судьи Войцельски: "Трое мужчин крепко выпивали весь вечер в саду Кшиштофа Азнински, покойного. Затем они приступили к традиционному состязанию на стойкость [польская традиционная забава, как следует из контекста]. Сначала они соревновались, кто дольше задержит дыхание. Затем стали бить друг друга поленьями и забивать гвозди в тело. Но потом Франтишек Zyzcoszusko [затрудняюсь транскрибировать] положил свою руку на колоду для рубки мяса и предложил Кшиштофу отрезать её. Кшиштоф исполнил это, а потом положил на колоду свою голову и предложил Франтишеку отрубить её. Что Франтишек и сделал. Три других участника решили, что состязание зашло слишком далеко, прекратили его и запели песню "Катись, голова гиганта" ("Roll the head of the giant"), чем разбудили соседей".
Tags: рассуждения
Subscribe

  • (no subject)

    "Пульс блогосферы", конечно, жалко. Но есть игрушка и получше: Google Ngram Viewer. Соотношение слов "Война" и "Мир" в русскоязычной библиотеке…

  • Life after God

    Вот я тут перечитываю «Жизнь после бога» Коупленда. Вообще, я в последние годы почти не читаю худлит. Но вот перечитываю «Жизнь после бога», в третий…

  • Унылые зимние мысли о тщете всего сущего

    Что влияет на восприятие фильма, помимо его т.н. «объективных» качеств? Мой т.н. «художественный вкус» (разумеется, субъективный). Но ведь и это не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    "Пульс блогосферы", конечно, жалко. Но есть игрушка и получше: Google Ngram Viewer. Соотношение слов "Война" и "Мир" в русскоязычной библиотеке…

  • Life after God

    Вот я тут перечитываю «Жизнь после бога» Коупленда. Вообще, я в последние годы почти не читаю худлит. Но вот перечитываю «Жизнь после бога», в третий…

  • Унылые зимние мысли о тщете всего сущего

    Что влияет на восприятие фильма, помимо его т.н. «объективных» качеств? Мой т.н. «художественный вкус» (разумеется, субъективный). Но ведь и это не…